четверг, 14 августа 2008 г.

Авторынок смог пережить ВТО

После падения продаж, связанного с неопределенностью со ставкой импортной пошлины, украинский авторынок возвращается к привычной высокой динамике роста.
Этому способствуют отложенный спрос и снижение цен в связи со вступление в ВТО, но мешают ужесточение условий автокредитования и постоянный рост себестоимости автопроизводства.
Статистика автопродаж
После снижения автопродаж (в июне прирост составил всего 3% по сравнению с маем), в июле наблюдался сравнительно высокий результат. На снижение автопродаж повлияла, прежде всего, неопределенность с пошлинами на авто после вступления Украины в ВТО.
По данным AUTO-Consulting, в июле авторынок начал понемногу возвращаться к привычной динамике роста, а показатель продаж почти приблизился к 60 тыс. авто. По сравнению с июнем, продажи выросли на 14%. Прирост по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 22,9%. Общее увеличение роста продаж определялось успехами отдельных компаний. В целом, украинские автосборщики за I-е полугодие увеличили объем производства в среднем на 20-30%.
По сравнению с прошлыми месяцами, на авторынке в июле незначительно изменился состав лидеров. По мнению аналитиков агентства AUTO-Consulting, в лидерах оказались те автобренды, которые раньше других снизили цены в преддверии снижения импортной пошлины в связи со вступлением в ВТО. Напомним, что импортная пошлина была снижена с 25 до 10%. Украинские депутаты, намереваясь поддержать отечественных автопроизводителей, хотели продлить действие 25%-й пошлины до конца 2008 года, однако президент ветировал принятый Верховной Радой закон, как не отвечающий требованиям ВТО. В свою очередь депутаты не нашли времени преодолеть вето президента.
Первое место по автопродажам с 15,8% рынка по-прежнему занимает «АвтоВАЗ». По сравнению с прошлым годом снизилась до 10,5% доля Daewoo, что пока не мешает компании занимать второе место в рейтинге. Сравнительно успешно продвигаются продажи Mitsubishi, которая успешно удерживает третье место на рынке.
Chevrolet смог вернуть себе 4-е место, отодвинув на пятое Hyundai. Далее идет Skoda, а на седьмом месте Toyota. С помощью рекламы и привлекательных условий автокредитования растут продажи у китайской марки Chery. Прорыв Chery в 2007 году делает ее серьезным конкурентом в нижнем ценовом сегменте.
На девятом месте с долей в 4% находится Nissan. «Почетное» десятое место занимает ЗАЗ, который в последнее время занимается снятием с производства старых моделей, тем самым теряя рейтинговые позиции.
Отметим, что в 2007 году первое место по объему продаж занимал «АвтоВАЗ», на втором месте держался Daewoo, затем шли ЗАЗ и Chevrolet. Mitsubishi уверенно занимала пятую позицию, Hyundai - шестую, далее шли Chery, Skoda, и замыкали топ-десятку Toyota и KIA.
Факторы влияния
Снижение импортной пошлины теоретически должно было бы привести к снижению цен на автомобили на уровне 5-10% (что во многом и произошло), однако на цены влияют и другие факторы. Ослабление доллара и укрепление курса евро, которые имели место до последнего времени, делали европейские авто более дорогими для украинцев, чья зарплата привязана к доллару. Кроме того, введение в ЕС более жестких требований к системам безопасности автомобилей незначительно, но все-таки повышает их себестоимость.
Вступление в ВТО также влияет на импорт российских автомобилей. Напомним, что Украина и Россия подписали договор о беспошлинной торговле, который предусматривает нулевую пошлину на автомобили из РФ. Отметим, что данный договор ведет к нарушению принципов ВТО. Выход из договора приведет к тому, что автомобили ВАЗ и ГАЗ будут облагаться ввозной пошлиной, что приведет к их адекватному удорожанию.
Кроме ВТО на рынок повлияло ужесточение банками условий выдачи автокредитов (повышение процентных ставок, увеличение авансовых платежей, усиление требований к платежеспособности заемщиков). Всего же, по словам автодиллеров и производителей, процент продаж авто в кредит на фоне общих продаж составляет порядка 50-60%.
Постоянный рост стоимости цены бензина и ДТ в определенной мере также влияет на спрос на авто. Однако данный фактор в наименьшей мере, по сравнению с двумя вышеперечисленными, отпугивает потенциальных покупателей. Стоимость горючего растет последние 3 года, и это мало влияло на рекордные темпы автопродаж, которые наблюдались в том же временном отрезке.
В связи с такими проблемами, операторы рынка отмечают наличие отложенного спроса, т. е. когда часть потенциальных покупателей авто не спешат принимать решение о покупке, ожидая улучшения условий кредитования и дальнейшего снижения цен на авто в целом. Очевидно, что отложенный платежеспособный спрос рано или поздно приводит к новому витку продаж на рынке.
От осени автодилеры ожидают традиционного оживления автопродаж. По отдельным прогнозам, прирост украинского авторынка по итогам 2008 года составит порядка 25-27%. Напомним, что в начале года Всеукраинская ассоциация автоимпортеров и дилеров прогнозировала рост продаж по сравнению с 2007 годом до 670 тыс. авто с приростом на уровне 20-25%.
Автодилеры рассчитывают, что условия кредитования банков в дальнейшем не будут ужесточаться, так как это крайне негативно влияет на общий объем продаж. Однако в настоящее время на банковском рынке кризис нехватки ресурсов еще не преодолен, и как минимум до средины осени ситуация на финансовом рынке не улучшится.
Отметим, что, с одной стороны, сами автодилеры снижения цен на авто не ожидают. Цены на автомобили, как и практически на всю остальную продукцию машиностроения, будут расти. Это связано, прежде всего, с ростом стоимости металла и энергоносителей, а также с общей инфляцией в Украине и мире. С другой - точечное снижение цен постоянно происходит в формате акций и распродаж, а также совместных с банками кредитных программ на привлекательных условиях. Сами кредитные программы могут касаться только залежалых марок авто, которые компании пытаются как можно быстрее сбыть.
Операторы рынка отмечают, что большинство компаний уже отреагировали на вступление в силу новых таможенных тарифов, однако ожидают, что цены могут повыситься в связи с увеличением себестоимости производства. Осенью можно ожидать рост продаж авто, но рассчитывать на улучшение условий банковского автокредитования в ближайшей перспективе не стоит.

Комментариев нет: